Шины без машины

Нам самим по роду службы не раз приходилось заниматься такой работой: при сегодняшнем разнообразии на рынке тесты шин - тема очень актуальная. Но дорожные испытания - лишь надводная часть айсберга, открытая любопытным взорам. Сначала шине предстоит пройти целый комплекс стендовых испытаний.

К "обувке" предъявляются очень высокие требования - ведь от нее во многом зависит безопасность. Отличные "стендовые" результаты - пропуск... нет, не в магазин, а на дорожные испытания.

Отправимся на Московский шинный завод, чтобы посмотреть, как "новорожденные" шины пробивают себе дорогу... на дорогу.

Начинаются испытания с самого простого - определения наружных размеров. Следующий этап - проверка на статический дисбаланс. Дальше у "легковых" покрышек контролируют радиальное и осевое биение, проверяют качество сборки каркаса и брекера - определяют так называемые параметры силовой неоднородности. Сей научный термин означает, что характеристики каркаса шины не должны зависеть от того, в какой из точек по окружности они измерены. Поясним: из-за "силовой неоднородности" возрастают потери при качении шины, она перегревается и в "клиническом случае" - разрушается. Недаром этот параметр контролируется и в производстве. Правильность сборки шин с металлическим кордом можно проверить рентгеновскими лучами - именно такой метод применяется для выборочного заводского контроля.

Однако, помимо безукоризненно точной формы, шина должна иметь "содержание" - воздух, поэтому еще один тест - проверка герметичности. Здесь выясняется, насколько быстро происходит диффузия воздуха через резину. Для бескамерных шин измеряют и усилие сдвига с обода - на специальном станке имитируют боковую нагрузку, увеличивая ее, пока боковина не сорвется с хампа (выступа на посадочной части обода). Это не единственное испытание "на прочность", которому подвергают новоиспеченные покрышки.

Среди обязательных проверок так называемый гидротест - в особой камере шину накачивают водой под давлением до разрушения. Почему водой? Дело в том, что жидкость, в отличие от воздуха, несжимаема, а потому разрушение колеса происходит без взрыва, после которого трудно было бы понять, где кроется причина возможного дефекта. Кроме того, учитывая давление, которое выдерживает покрышка, для "воздушного" эксперимента пришлось бы строить бункер.

А вот проверка энергии разрушения никак не связана с взрывоопасными экспериментами - это испытание на сопротивляемость протектора проколу. Кроме того, определяется работоспособность покрышки в зоне борта и боковин.

Все предыдущие тесты убеждают в прочности новой шины - но ведь есть и эксплуатационные параметры. Часть из них тоже оценивают на стендах - например, ходимость. Проверка коэффициентов бокового увода и бокового сцепления требует специальных методик. Эту работу проводят в лабораториях НИИШПа. Завод таким оборудованием пока не располагает. В лабораторных условиях определяют и коэффициент сопротивления качению. Каждый автомобилист знает: чем он меньше, тем лучше (конечно, при прочих равных).

Как соотносятся отечественные методики испытаний с иностранными? Чтобы привести результаты "к общему знаменателю", шинники используют, помимо российских ГОСТов и ТУ, также зарубежные стандарты. Например, правило № 30 ЕЭК ООН - для испытания шин на нагрузку и скорость или стандарт 109 США, нормирующий усталостную прочность, сдвиг и усилие разрушения. Путь новой шины от чертежа до готового изделия через заводские лаборатории и сертификационные испытания занимает примерно два месяца.

Конечно, полный цикл "мучений" перед постановкой на производство проходят только новые модели покрышек. Серийные шины испытывают выборочно раз в квартал, чтобы свести к минимуму производственный брак.

Мы совершили эту небольшиую заочную экскурсию на Московский шинный именно потому, что он московский, отечественный. Журнал много раз рассказывал об именитых зарубежных производителях шин и их продукции. Импортные шины чертовски хороши, есть, правда, одно "но" - цена. Немногие готовы выложить круглую сумму за товар с "солидным" именем на боковине. Российский товар куда доступнее, однако многие сомневаются (и порой не зря) в его качестве. Изобилие отечественных покрышек на прилавках показывает, что жизнь заставляет наших шинников шевелиться. Оценки различных моделей вы найдете в наших будущих тестах, где российская продукция будет широко представлена. Здесь мы попытались рассказать о той части испытаний, которая остается за рамками журнальных тестов.

Пусть шины и дальше "идут винтом", слетают с хампа, взрываются. Но только на стенде. Глядишь, тогда эти беды реже будут случаться на автомобиле.

« назад

шины

все статьи о шинах

диски

все статьи о дисках

Шинный калькулятор
техническая поддержка, продвижение сайта Мытищи, Королёв, Юбилейный
Яндекс.Метрика