Ремонтируем колеса своими силами

Прокол колеса - неприятная неожиданность. Но на дорогах, почти незнакомых с нормальным уходом, совершенно закономерная. Иной раз в шине такая дыра, что о ремонте лучше и не помышлять. Но сегодня ограничимся разговором о проколах. Разные фирмы-изготовители ремонтных материалов понимают под этим повреждения, не превышающие 7 мм, некоторые "разрешают" 12 мм.
...Итак, не повезло. Вдали от услуг шиномонтажа проколоты два колеса из пяти. И даже запасной камеры-спасительницы нет. Но тут припомнилось, как когда-то бросил в багажник комплект для ремонта шин. Найти - дело минутное. А что дальше?

Принцип действия

Ремонтные материалы для шин - двух типов. Первый - "сырая резина": эта податливая и вязкая смесь под воздействием высокой температуры (при вулканизации) превращается в настоящую резину. Второй - готовая заплата с нанесенным специальным компонентом и в комплекте - активирующий клей.

Сами шины, как известно, бывают камерные и бескамерные. Вторые сегодня преобладают на выпускаемых заводами автомобилях. Но первые в некоторых отношениях более ремонтопригодны: удалив из покрышки проколовший ее гвоздь и убедившись, что там не скрываются другие, заменяют проколотую камеру или накладывают заплату. Смело засунуть новую камеру в покрышку, из которой внутрь торчит гвоздь или проволочка корда, может только новичок.
Заплаты из сырой резины приваривают к камере вулканизатором (фото 1). Наиболее удобен электрический с питанием от аккумулятора или генератора автомобиля (если камеру заменили, то вулканизировать проколотую можно и на ходу). Минут через 10-15 заплата прогреется до температуры около 150°С.
Опытные автомобилисты это проверяют с помощью сахарного песка: если его крупинки в контакте с горячим вулканизатором начинают плавиться и желтеть, значит, вулканизатор пора выключать.
Издревле (по автомобильным меркам) известны и вулканизаторы, нагревавшиеся за счет сгорания какого-нибудь топлива. Встречаются они в продаже и по сей день. Например, заплату фирмы Camel можно привулканизировать подобным приспособлением: в жестяной коробочке, к донышку которой приклеена заплата, находится пиротехнический состав. Остается прижать все это струбцинкой к ремонтируемому месту камеры и поджечь горючее. Остынет - дело сделано!
Но эти технологии уже устарели. Намного проще и быстрее ремонтировать камеры материалами второго типа - самовулканизирующимися в холодном состоянии (фото 2). С заплатки из комплекта снимаем защитную пленку и прикатываем тупым предметом к зачищенному и смазанному специальным клеем поврежденному месту. Через пять минут соединение станет практически неразделимым.
Некоторые фирмы выпускают и ремонтные вентили. Технология наклейки та же.

Бескамерные - но не вечные.

У бескамерных шин немало достоинств. Но их ремонт достаточно сложен, здесь свои технологии, отступление от которых недопустимо. Основные разработчики средств для их ремонта "прописаны" в США и Германии. Есть на российском рынке ремонтные комплекты и инструменты, произведенные на Тайване, - технологии тем не менее американские.
Наборы для холодного ремонта покрышек (фото 3) отличаются лишь внешне. "Идеология" у всех одна. Тут шило-напильник для прочистки отверстия в покрышке и нанесения клея, игла для протаскивания жгутиков (фото 4), клей-активатор, жгутики из резины (в некоторых случаях - армированные нейлоновым кордом). Необходимые инструменты и материалы продаются и раздельно. Итак, приступим?
В простейших случаях колесо можно отремонтировать, не разбортовывая шину. Очистив ее, извлекаем проколовший предмет. Дальнейшие операции удобнее выполнять, подкачивая шину, но, конечно, в полевых условиях, в отличие от сервиса, это сделать не всегда легко: воздух убегает через прокол.
Напильником разрабатываем края отверстия, затем им же наносим клей (фото 5). Освобождаем жгутик от защитной пленки и, продев в отверстие иглы, вводим в прокол (фото 6). Затем иглу, не провертывая (!), резким движением выдергиваем. Если нужно, вводим еще один жгутик. Выступающие концы укорачиваем до 1-2 мм (фото 7). Ремонт закончен. Накачаем колесо - и в путь.
Следует помнить (в инструкциях это оговорено), что такая технология ремонта не разрешена для скоростных шин типов Н, V; Z. Это уже дело специалистов шиномонтажа.
Как правило, ремкомплекты рассчитаны для радиальных шин. Но вот, например, фирма Rema Tip Top выпускает и наборы для ремонта диагональных шин - "Силфикс" (Sealfix). Здесь вместо жгутиков специальные пробки-якоря. Их вставляют иглой с боковой прорезью (фото 8).
В некоторых случаях надежно отремонтировать колесо можно, только его разбортировав. Если ось прокола расположена относительно внутренней поверхности шины под углом не меньше 65°, для ремонта применяют "грибок" с клеем (фото 9). В иных случаях - специальную пробку.
Довольно сложны требования к ремонту боковины. Здесь должна быть заплата, которая после накачки шины не станет растягиваться, иначе неизбежно дальнейшее разрушение корда в тонкой стенке - образуется "грыжа"... и шине конец. Применяемая заплата армирована (усилена) почти нерастяжимыми волокнами. Место повреждения зачищаем, снимаем с заплаты защитную пленку и, перед тем как наложить, ориентируем вдоль кордных нитей боковины. Для этого на лицевой стороне заплаты изображена стрелка (фото 10).
Закончим предупреждением: ремонт шины - дело крайне ответственное. При малейших сомнениях в положительном результате такое колесо лучше поставить на заднюю ось - и, доехав до шиномонтажного сервиса, обратиться к специалистам.

По материалам журнала "За Рулем".
Вячеслав Лукьянов

« назад

шины

все статьи о шинах

диски

все статьи о дисках

Шинный калькулятор
техническая поддержка, продвижение сайта Мытищи, Королёв, Юбилейный
Яндекс.Метрика